«В копирайтинг пришел, потому что люблю и умею писать» — интервью с Владимиром Здором

Владимир Здор — копирайтер и специалист по раскрутке сайтов, журналист и автор книги о продвижении — о том как пришел в профессию, сколько можно заработать на написании текстов и где искать клиентов.


Расскажи о себе, где родился, как начал заниматься копирайтингом и чем занимаешься сейчас?

Родился в Чернигове. Здесь же живу и работаю всю жизнь. В копирайтинг пришел, потому что люблю и умею писать. Ну и заработать можно неплохо. Но это у меня всегда было на втором месте. Главное — я занимаюсь профессионально тем, о чем мечтал лет с восьми.

Прямо сейчас очень много проектов. Заканчиваю работу над презентацией о крупной сети испанских клиник. Серьезная и довольно сложная задача. Бо?льшая часть информации на английском. Малейшие фактологические ошибки исключены, так как проверяют врачи. Плюс — тесное сотрудничество с дизайнером (я так работаю не часто, хотя опыт мне нравится).

«Мои проекты — это не конвейерная продукция»

Параллельно занимаюсь разработкой лендинга для продажи изоляционных материалов из пробкового агломерата (утеплитель, шумоизолятор — пр. ред.). Оставшееся время я вкладываю в написание текстов для посадочных (одностраничные рекламные сайты — пр. ред.) страниц психологического центра и для блога одной хорошей веб-студии.

Это не означает, что я суперкопирайтер с суперскоростью. Мои проекты – это не конвейерная продукция. Над каждым надо работать довольно долго. Сделал часть — отправил на согласование. Пока клиент думает, можно заняться другим проектом.

Как развивал навык и клиентскую базу, работал ли в компании, на биржах?

На биржах статей я работал совсем мало, максимум пару месяцев. Долгое время я находил заработок на «fl.ru». Принцип поиска работы простой: заходишь на сайт, ищешь подходящий проект, предлагаешь свои услуги. Сейчас почти все заказы получаю, благодаря сарафанному радио и собственному сайту — «v-zdor.com».

Использовал совершенно разные способы развития навыков. Книги читал. Видеоуроки смотрел. Вебинары слушал. Онлайн-курсы проходил. На тренинги в Киев ездил.

Вам нужна конкретика. Необходимо, чтобы работали именно с вашими текстами, помогали находить именно ваши ляпы и ошибки

Расскажу про не совсем обычный метод развития. У себя в городе я нашел опытного филолога, нанял его в качестве редактора. Я писал одну или несколько статей, распечатывал их, ко мне приходил редактор и мы вместе улучшали текст. Редактор давал советы, объяснял некоторые правила. Мы обсуждали спорные моменты. Я сохранял распечатки с пометками и потом неоднократно сам их перечитывал.

Всем, кто считает себя крутым копирайтером и не понимает, почему ему мало платят, советую попробовать что-то подобное. Вебинары, где рассказывают про то, что надо писать правду и давать читателям полезный контент, не научат вас писать. Не помогут поднять цены. Так же, как советы в стиле «Чтобы бросить курить, надо взять себя в руки», не помогут избавиться от неприятной и вредной привычки.

Вам нужна конкретика. Необходимо, чтобы работали именно с вашими текстами, помогали находить именно ваши ляпы и ошибки. Еще вам нужен обычный человек. Тот, который говорит на человеческом языке, понимает, как на ваши тексты будут реагировать простые читатели или покупатели. Вебинары же сейчас проводят не обычные люди, а рекламные боги, очень сильно оторванные от реальности, привыкшие работать только с мегакрупными компаниями.

Сколько стоят твои услуги? С каких цен ты начинал и когда понял, что стоит просить больше?

Цены у меня от 4$ за 1000 знаков. Такая стоимость мне подходит, когда предлагают интересную тему и ставят не очень сложную задачу (не нужно вписывать ключи, изучать много материалов и выполнять другую работу, требующую много времени). Обычно мне платят больше (около 6-8$ за 1000 знаков). Потому что просто текст на определенную тему практически никому не нужен. Есть список требований. Есть список статей, которые надо изучить перед началом написания текста. Плюс часто нужно нанимать корректора. Плюс правки, которые неизбежны, если статью проверяет не один человек, а команда (как минимум два главных руководителя того или иного бизнеса).

Уже и не помню, почему решил повысить цены. Наверное, помогло стремление расти

Начинал с 1$ за 1000 знаков. Уже и не помню, почему решил повысить цены. Наверное, помогло стремление расти. Хотел быть лучше. Поэтому читал блоги известных копирайтеров, заходил на форумы фрилансеров. На всех этим площадках рассказывали не только о том, как прокачать свои навыки, но и о средних ценах на рынке, которые были в разы выше одного доллара.

Признаюсь честно: первый раз повышать цены было страшно. Я работал на одну контент-студию, которая обещала увеличить оплату через несколько месяцев работы. Естественно, сами они даже и не думали предлагать мне более привлекательные условия. Говорили, что я могу штамповать только очень простые дешевые тексты. Учитывая, что до этого я работал в нескольких СМИ и писал совершенно разные статьи, которые утверждал опытный редактор с журналистским образованием, руководителям студии я не поверил. Ушел от них в свободное плавание и уже через неделю начал брать за работу полтора доллара, позже — три. Ну, а затем пошло-поехало.

Фото с личной страницы ВКонтакте

Копирайтер на Западе — это, скорее, рекламная профессия, у нас же это, чаще всего, человек, который пишет материалы на сайты. Знаешь почему так? И есть ли на Западе профессия писателя статей для сайтов?

На Западе есть люди, которые пишут обычные статьи под SEO-запросы. Я это точно знаю, так как мой друг нанимает таких специалистов для определенных SEO-задач. Единственное отличие — насколько мне известно, их не называют копирайтерами. У нас тоже некоторые называют себя не копирайтерами, а, например, веб-райтерами или коммерческими писателями. Но для большинства жителей СНГ копирайтер – это все в одном. И веб-райтер, и неймер, и еще десяток профессий.

В статье о фрилансе я написал, что работа с текстами — самый простой вариант для старта в интернет-заработке, согласен с этим? Не перенасыщен ли рынок?

Полностью согласен. Писать просто. Поэтому количество тех, кто хочет продавать свою писанину за деньги, растет.

Насчет рынка скажу следующее: снизу, там, где новички, огромная толкучка. Буквально миллионы желающих писать за копейки. Зато сверху, где опытные специалисты, довольно просторно.

У меня часто бывает так. Сегодня пишет клиент, который нашел мой сайт по какому-то запросу, и спрашивает о ценах. Я называю стоимость своих услуг и получаю гневный ответ в стиле: «Это какие-то заоблачные цены! Я привык платить за тексты в 10 раз меньше!» На следующий день пишет другой заказчик. Он спрашивает о ценах и условиях работы. Я называю ту же сумму, плюс добавляю, что вначале всегда работаю с предоплатой 100%. Клиент соглашается и не скрывает радости, так как нашел адекватного исполнителя, который берет меньше, чем предыдущий и, судя по всему, не будет срывать сроки под глупым предлогом.

Какие у тебя цели в ремесле? К каким клиентам стремишься?

Комплексное продвижение сайтов — это главная цель уже на протяжении года. Планирую сотрудничать с клиентами, которые ценят результаты и полную прозрачность работы. Это я могу гарантировать. Но это стоит денег. И не потому, что я привык получать оплату золотыми слитками.

Судя по моему опыту, серьезное продвижение невозможно без участия хорошего программиста и покупки хороших ссылок. Сейчас хотят топ за 50$, а мой программист берет только за работу 15$/час. И он стоит этих денег.

Было бы хорошо вывести сайт в топ поисковой выдачи, поменяв тег Title и написав классный текст. К сожалению, это сказочный вариант. Обычно оптимизатора ищут не те, у кого идеальный ресурс и кому нужно просто поправить мета-теги и написать парочку лонгридов. Как правило, к SEO-специалисту обращаются, когда понимают, что все совсем плохо. Так бывает, когда сайт сделан на коленке двумя левыми ручками или когда над ним уже поработал «крутой сеошник». Приходится вносить много изменений в код.

Пока очень мало клиентов это понимают, но все же такие встречаются. Уверен, что будут и другие. Необходимо запастись терпением.

Есть статья, которой гордишься? Каких тем, наоборот, хотелось бы избегать в дальнейшем, а то, что написано показывать бы не стал?

Я никогда не брался за сомнительные проекты. Есть пара опубликованных статей с очень глупыми мелкими ошибками. Ну, ошибки бывают и в серьезных печатных книгах, которые проверяют корректоры и редакторы. Это плохо, но не смертельно.

В данный момент я, наверное, больше горжусь своими SEO-проектами. Один раз вытащил сайт из очень глубокой ямы. Снял фильтр Яндекса, правильно настроил зеркала, серьезно доработал структуру и много еще чего. Ресурс начал индексироваться, пошел трафик. Было сложно. Но было круто увидеть реальный и неоспоримый результат. Такое невозможно, когда просто пишешь текст.

У копирайтеров есть гуру в СНГ, тот, чей успех показателен?

Есть. Их даже несколько. Не хочу ни об одном из них говорить. Как я уже сказал выше, такие люди оторванные от реальности обычных людей. Я все чаще это замечаю. В их мире крупные миллионные заказы, клиенты, которые слушают каждое их слово. Пусть так. Верю. Только для меня эта информация бесполезна.

Видел, что ты написал книгу. Я, если честно, не читал, но планировал. Расскажи о ней.

Если ты не планируешь продвигать сайты, можешь не читать. Это сборник полезных советов для продвижения небольших ресурсов. Там собрана именно та информация, которой мне так не хватало, когда я начал вести блог несколько лет назад. Просто и коротко написано про сбор семантического ядра, мета-теги и другие подобные штуки.

Замечал, что делаешь успехи в SEO-статьях, нравится этот жанр или он просто самый выгодный на рынке?

И нравится, и выгодный. Сейчас в SEO многие лезут. В отличие от других, у меня хоть какое-то образование и опыт есть, чтобы называть себя оптимизатором и что-то советовать читателям.

Самое забавное, что некоторые мои статьи о SEO не оптимизированы ни под какие запросы. Я хочу писать о том, что действительно полезно, а не строчить очередную статью о том, «как оптимизировать интернет-магазин» или о том, «как увеличить посещаемость сайта бесплатно».

Что посоветуешь почитать из профессиональной литературы?

Первые книги Дениса Каплунова хороши. Работы Шугермана и Огилви точно не будут лишними. Много полезного о рекламе и продажах в пособиях психолога Виктора Шейнова. Недавно меня удивила своей полезностью и актуальностью книга Эдварда Бернейса «Пропаганда».

Лучше, конечно, почитать Бориса Акунина или Михаила Веллера. Вот у них можно научиться писать. Писать практически для любой цели, влиять своими словами на любую аудиторию. Они не считаются профессиональными рекламщиками. Но они хорошо знают русский язык и умеют им прекрасно пользоваться, чего не могу сказать о большинстве распиаренных маркетологах и копирайтерах.

Список книг, которые рекомендует Владимир:

  • Дэвид Огилви «Огилви о рекламе».
  • Сет Годин «Все маркетологи — лжецы».
  • Виктор Шейнов «Психология лидерства, влияния, власти».
  • Виктор Шейнов «Скрытое управление человеком».
  • Денис Каплунов «Копирайтинг массового поражения».
  • Денис Каплунов «Бизнес-копирайтинг».
  • Дмитрий Кот «Копирайтинг: как не съесть собаку».
  • Джозеф Шугерман «Искусство создания рекламных посланий».
  • Виктор Орлов «Магия твоих текстов».
  • Михаил Веллер сборник рассказов «Разбиватель сердец».
  • Акунин «Планета Вода».

В одном из последних постов ты интересовался программированием. Решил завязать с копирайтингом? Финансовый вопрос или снизился пал интерес к работе?

Программированием я давно интересуюсь. Когда-то пытался изучить самостоятельно PHP. Даже написал с нуля сайт. Теперь, когда я все плотнее работаю с техническими нюансами продвижения сайтов, интерес снова разгорелся.

Да и когда почти 6 лет пишешь тексты и выслушиваешь нелогичные правки в стиле: «Все грамотно, все по ТЗ, все равно чего-то не хватает», душа просит чего-то логичного. Чтобы сделал, показал, что работает, получил деньги и расслабился.

Тексты не хочу бросать. Я люблю писать. Но и не хочу до старости выслушивать сюрреалистические пожелания клиентов. Посмотрим. Пока основной мой заработок — тексты. Но еще ни разу не написал статью исключительно ради денег. Пока есть интерес, есть искреннее желание помочь заказчику, максимально улучшить его проект.

16 Сентябрь 2017