Как работать с клиентами, повышать стоимость услуг и развиваться — интервью с SEO-специалистом Дмитрием Ермольчиком

Как работать с клиентами, повышать стоимость услуг и развиваться — интервью с SEO-специалистом Дмитрием Ермольчиком

Дмитрий DESTER Ермольчик — специалист по продвижению сайтов, аналитик, владелец студии «SeoDester Team» и большой друг «Омеги».


Расскажи о себе, как начал заниматься продвижением сайтов?

Родился в небольшом белорусском городе Светлогорске, но с малых лет живу в столице — Минске. Еще со школы интересовался вебом. Затем как-то так случилось, что стал помогать по технической части на одном из минских молодежных форумов, близко познакомился с администратором. Постепенно вместе начали интересоваться темой, как в интернете «поднять рейтинг сайта». Тем самым администратором оказался Андрей Гусаров, на сегодняшний день у него одна из ведущих компаний по услугам интернет-маркетинга в Беларуси.

Позже у меня был путь офисного работника в качестве штатного специалиста и, в конце концов, я стал предоставлять услуги самостоятельно, набрал небольшой штат и наработал надежных подрядчиков. На сегодняшний день мои услуги — это в основном SEO, но есть ряд и сопутствующих: SMM, разработка сайтов, контекст, даже есть подрядчики по разработке мобильных приложений и ASO.

Если спрашивают, кем работаю, отвечаю лаконично: SEO-специалист. Многим этого достаточно, но если округляют глаза, поясняю: продвигаю сайты в интернете.

Как получал первых клиентов, чем удивлял и заставлял выбрать именно тебя?

Честно признаться, я не ищу заказчиков, сарафанное радио очень хорошая вещь, если работаешь на совесть и клиентоориентирован (например, я всегда готов проконсультировать клиента по телефону, чем бы не был занят). Тем вначале и брал — «вылизывал» сайты и показывал хорошие результаты, был неподдельно заинтересован проектами — клиент это чувствует. Первые заказчики, по сути, это бывшие работодатели. Причем, прошло много лет, а они и сейчас периодически обращаются.

Выбирать оптимизатора необходимо по портфолио и реальным отзывам. Стоит потрудиться связаться с указанными клиентами и спросить их впечатления о сотрудничестве со специалистом — все же вы собираетесь платить ему свои кровные.

На сегодняшний день недостаточно быть просто сеошником, клиент ждет не сайт в топе, а продаж. Тут уже помимо как такового SEO необходимо быть маркетологом в широком смысле.

Как развивал навыки и как выглядит работа, когда достиг более высокого уровня?

Навыки развиваются, как и в любой другой сфере — теория+практика. Много читал, много пробовал. Мне было очень интересно и кайфово. Изучение чего-то нового не утруждало, хотя, во время учебы я не был отличником, более того, несколько раз чуть не отчислили из университета. Со временем набил руку и выработал для себя паттерны — сейчас, конечно, намного проще, когда уже нет каши в голове, все по полкам. Описывать детально не буду, т.к. это вряд ли кому-то пригодится — каждый строит свою работу так, как ему комфортнее.

Сколько стоят твои услуги? С каких цен ты начинал и когда понял, что стоит просить больше?

На сегодняшний день стараюсь брать проекты на комплексное ведение с бюджетом от 450$/мес. Конечно, есть и исключения. Начинал студентом, потому в качестве «поддержки» хобби готов был работать и за 100$. Хотя, сегодня понимаю, вероятно, это столько и стоило.  Стал просить больше, когда понял, что начинаю «прихрамывать» по качеству услуг — тупо не вывозил объем заказов. Такой вот инструмент регулирования потока.

Сколько времени требуется на продвижения ресурса в среднем? Можно пару примеров.

Не подумай, что пытаюсь увиливать, но — вечность.

Поясню. Работа над проектом не должна прекращаться. Даже взять идеальный случай — все предопределенные группы фраз в топе. Пути: углубление сегментации (например, прокачали раздел Ноутбуки, создаем посадочные Игровые ноутбуки, Ноутбуки для работы и т.п.), информационка (как правило, статейный раздел по тематике — оттуда пытаемся конвертировать посетителей), расширение реального ассортимента (например, какие-то сопутствующие товары/услуги. Для примера с ноутбуками — Зарядные устройства, оперативка и т.д.)

Если же вопрос о продвижении одной отдельно взятой группы фраз (страницы), то тоже очень неоднозначно, от месяца до года — уж очень сильно зависит от качества сайта в целом. Как правило, оптимизаторы отвечают на подобный вопрос средним промежутком от 3 месяцев — до полугода.

У оптимизаторов есть сферы, в которых они работают, или это универсальная профессия?

Принципы оптимизации везде одинаковы. Конечно, есть нюансы, исходя из того, коммерческий ли сайт или информационный, целевая аудитория и ее потребности, специфические сервисы для поддержки того или иного типа сайта (например, Яндекс новости). Но алгоритмы работают одни и те же.

Среди интернет профессий сфера продвижения всегда казалась самой сложной, так ли это?

Честно, мне довольно сложно ответить на этот вопрос. На него будет проще ответить человеку, который только начинает заниматься интернет-маркетингом и в активном изучении. Но давай рассуждать.

Взять, к примеру, программиста. Он будет становиться все более востребованным и ценным специалистом, если будет изучать помимо PHP еще и верстку, SEO, юзабилити… Это не говоря о необходимых знаниях для программиста: базы данных, серверная часть и т.д. Много и сложно.

Так и в продвижении — оно не ограничивается SEO, смотря как подходить к вопросу развития себя в качестве специалиста. Если с установкой «хочу знать, если не всё, то многое» — да, это сложно. Я около 8 лет в интернет-маркетинге и до сих пор обучаюсь. Например, сейчас прохожу дистанционный курс по веб-аналитике. Кроме того, в сравнении с программистом, где все довольно ровно и полученных знаний хватает если не навсегда, то на довольно продолжительный срок, то в том же SEO нужно быть всегда в тренде — алгоритмы меняются, вводятся новые санкции, появляются новые сервисы и т.д. С учетом этого, да, в утверждении о сложности профессии есть своя правда.

Бесспорно, для того, чтобы увидеть результаты работы по оптимизации, нужно некоторое время. Такая уж специфика.

Единственная верная метрика для оценки результативности — статистика, а точнее, правильное ее использование. Уже через месяц после выполнения работ должно быть движение. Обращу внимание, что критерий — не позиции, это, скорее, один из показателей.

Потому как есть множество примеров, когда положительная динамика по позициям не коррелирует со статистикой, т.е. не приносит как таковой пользы бизнесу. Причиной может быть, например, накрученная частотность поисковой фразы, в итоге, по ней тупо нет трафика, которого мы ожидаем.

Расскажи что-то, что известно только опытным представителям профессии?

Первое, что на ум приходит, чего явно не будет знать новичок:

  • BM25 (Okapi BM25 — функция ранжирования, используемая поисковыми системами для упорядочивания документов по их релевантности данному поисковому запросу)
  • HillTop (Алгоритм поисковой системы Google, который рассчитан на улучшение качества поисковой выдачи путем аналитики поисковой системой всех ссылок в интернете. Ссылочное ранжирование или ссылки — это основа алгоритма HillTop)

Рассказывать об этих алгоритмах я не буду, если кто-то заинтересуется, в интернете достаточно информации.

Ну и: ссылки работают, качество сайта решает (в том числе дизайн).

Насколько мне известно, то на коммерческих ресурсах конверсия на порядок важнее посещаемости. Но также я слышал о теории, что любого посетителя можно заставить платить (т.е. из не целевого посетителя сделать целевого). Что думаешь?

Толку от высокой конверсии без посещаемости — кому конвертироваться-то? Сконвертировать можно кого угодно. Но есть большое НО — соотношение трудозатрат к результату. Ты же понимаешь, что % конверсии будет в любом случае довольно мелким (предлагать Строителю эпилятор). Этим стоит заниматься только тогда, когда с ЦА все хорошо — максимальный % конверсии (принято считать, что его не существует и всегда можно поднять %).

Расскажи о проектах, которыми гордишься. Хотелось бы увидеть какую-то статистику. Сколько сотрудничал с клиентом дольше всего?

Пожалуй, самый долгоиграющий из моих клиентов — уже более 4 лет.

«Палить» проект, чья статистика на скрине, не стану. Но скажу, что это клиент, который сотрудничал со мной практически с нуля. Один из предметов гордости, т.к. конкуренция не малая, а инструменты продвижения сильно ограничены (например, тематика запрещена в контекстной рекламе).

Есть мнение, что работа оптимизатора часто делает сайт менее привлекательным для людей из-за того, что информация формируется для поисковых систем. Что думаешь по этому поводу?

Если специалиста интересуют только позиции и трафик — так и будет. Сайт станет не привлекательным для людей. Но на сегодняшний день поведенческие факторы играют значительную роль в ранжировании, необходимо сопоставлять требования SEO и решение потребностей посетителей. Получается, что такой специалист, если и добьется каких-то результатов, скорее всего, они будут краткосрочными.

У оптимизаторов есть гуру на просторах СНГ?

Есть несколько десятков блогеров, которых до дыр зачитывают фрилансеры. Например, яркий представитель devaka.

Что посоветуешь почитать из профессиональной литературы?

Именно по SEO сам лично уже давно не читал, потому что изменения событийные, нет необходимости читать книгу о том, что уже читал + мелкое обновление. Читаю о тематиках шире — об интернет-маркетинге в различных его проявлениях.
Но для понимания, что такое SEO подойдут несколько книг, хоть уже несколько и устаревших, но не потерявших свою актуальность в принципах работы:

  • Эрик Энж — Искусство раскрутки сайтов (The art of SEO)
  • SEO: Поисковая Оптимизация от А до Я — тут неплохой объемный материал, как для изучения, так и в качестве шпаргалки. К тому же, и обновляемый — ребята делают большую и нужную работу.

Представь: ты приходишь утром на работу, а трафик на всех проектах упал на 80%. Твои действия?

Читать SEO-форумы. Если на форумах молчание и беда приключилась только с моими проектами — ковыряться в вебмастерах, в Serp’e.

Но такое могу себе представить, только если кто-то получил доступ ко всем клиентским проектам и запретил их к индексации.

Можешь назвать три самые главные вещи, которые стоит учитывать при создании сайта?

  • В первую очередь думать не о продвижении, а о пользе ресурса для посетителей.
  • Подключите к разработке маркетолога.
  • Подключите к разработке SEO-специалиста.

P.S. Если маркетолог подерется с сеошником — хорошие специалисты, которые за ваши интересы горой, цените их.

16 Сентябрь 2017